Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Как вырастить из ребёнка лидера?

14.03.2020
Как вырастить из ребёнка лидера?
Предлагаю сразу разобраться с ключевым мифом: лидером не обязательно становится самый сильный, умный и даже харизматичный. В реальной жизни вперёд чаще вырывается тот, кто уже имеет опыт побед. И это объективный, доказанный учёными-физиологами факт.

Вначале они практиковались на лабораторных крысах. История была такая: не самого крупного и боевого представителя крысиного семейства отправляли к ещё более слабым товарищам. В таком удачном для него коллективе он быстро завоёвывал «победные очки» и занимал пост вожака. И потом — в новой стае, где большинство самцов было крупнее и сильнее, — он всё равно одерживал верх и выбивался в лидеры. Хотя казалось бы, крысы — это совсем не люди, у них важны биологические параметры...

С детьми такая логика работает ещё лучше и результаты даёт намного существеннее, чем у грызунов. Кто замечал, что душой компании или даже лидером серьёзного коллектива, топ-менеджером, руководителем не всегда становится самый умный и профессиональный? Часто секрет успеха кроется в банальной уверенности в себе. А она идёт как раз-таки из опыта побед.

Логика проста: дайте вашему малышу возможность как можно раньше получить такой опыт и старайтесь постоянно его подтверждать. И в любом новом коллективе он как минимум не будет «жаться к стенке», а как максимум — станет заводилой и авторитетом.

Главное — понимать, что победы, стимулирующие лидерские качества, — это не про обыграть папу в шашки, потому что он поддался. Это про ощущение силы, смелости, значимости и прочих очевидных признаков победителя. А как понять, что ты сильный, умный и вообще хороший? Конечно, услышать это от тех, кому безгранично доверяешь. Поэтому детей надо хвалить, хвалить и ещё раз хвалить! И нет, «перехвалить» невозможно, это очередной педагогический миф. Который мы обязательно развенчаем в следующих материалах. А пока просто хвалим детей как можно больше. Но не вечным родительским «молодец» по поводу и без, а правильными, стимулирующими формулировками.

Одно из основных правил детской психологии звучит так: «чтобы поведение закрепилось, подкрепление должно быть значимым, будь то хоть наказание, хоть поощрение». И чем чаще на человека кричат и всё запрещают, тем меньше он на это реагирует. К сожалению, с «молодец» та же история. Сказанное вскользь, без полноценного внимания к достижению, оно быстро теряет свою цену. Стремление услышать его снова постепенно угасает и сменяется другим — получить от родителей пусть отрицательную, но яркую реакцию.

Как же тогда хвалить правильно и значимо? Чтобы стимулировать да и просто искренне радовать?


Есть множество способов. Но всех их объединяет следующее:

* Изначально дети не нуждаются в оценке и даже одобрении — им нужно внимание. Чтобы их заметили, проявили интерес (пусть даже с отрицательными эмоциями), уделили время. А «Мама, смотри, какая я молодец, я съела весь суп!» появляется уже потом — ответом на вашу реакцию. Так что главная похвала — внимание к значимым событиям. И это точно не про суп, ведь он значим совсем не для детей.
* Когда вы хвалите за что-то, важно оценивать не человека («Какой хороший мальчик!»), а действие («У тебя вышел отличный рисунок!», «Твоя комната сегодня особенно чистая!»). Иначе в сознании формируется связь: сделал правильно — я хороший, не сделал или неправильно — я плохой. Но здоровая самооценка может сформироваться только у того, кто хороший всегда, безотносительно исполнения чьих-то команд. Сумейте донести это до своего малыша, и из него выйдет взрослый, который будет действовать не ради одобрения и подтверждения своей «хорошести», а в соответствии с логикой и собственными убеждениями.
* У заезженных «молодца» и «умницы» есть море альтернатив. Ребёнок сделал что-то, чтобы вас порадовать? «Спасибо! Мне так приятно, когда ты мне помогаешь!» Удалось что-то новое и сложное? «Как ловко у тебя получилось!», «Как высоко ты прыгнул!» Нарисовал уже десятый рисунок за вечер и всё равно ждёт вашей реакции? «Тут столько зелёного — ты рисовал лето?» И поверьте, качественное внимание, когда родитель отмечает даже незначительные детали, стоит намного дороже дежурной похвалы.
Ну и главное: не обязательно хвалить за каждое действие — обязательно его замечать. Особенно, если оно делается для вас. Замечать по-настоящему, видеть мелочи, важные для ребёнка. И рассказывать именно про них, а «хорошего мальчика», «любимую доченьку» и «самого лучшего ребёнка» использовать просто так. Без повода, каждый день.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Знает, как вообще не кричать на детей и понимать, что они на самом деле имеют ввиду в момент истерик и капризов. И делится этим со всеми мамами и папами.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Я чувствую = я существую

Подробнее

"Всё моё! - в раннем возрасте

Подробнее

«Не хочу?! Не буду?!» Как распознать детские капризы

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту