Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Что такое фонематический слух?

06.02.2020
Что такое фонематический слух?
Звучащий мир окружает ребёнка с момента рождения. Надо помочь малышу осознать всё его многообразие.

Разберёмся, что такое человеческий слух. Его следует разделять на:
  • физический слух — умение распознавать звуки окружающего мира
  • фонематический слух — способность различать и правильно воспроизводить звуки родного языка
  • фонетический слух-позволяет отслеживать непрерывный поток слогов в нашей речи.
  • звуковысотный слух-умение улавливать и воспроизводить в речи различную интонации, мелодику голоса, его громкость, высоту и т.д
  • ритмический слух-способность воспринимать и воспроизводить темп и ритм речи соответствующий ситуации.

Почему так важен именно фонематический слух?


Хорошо сформированный фонематический слух поможет ребёнку точно услышать звуки речи окружающих, а затем правильно их воспроизвести в собственной речи
От степени сформированности фонематического слуха зависит понимание услышанного слова и фразы.
У детей с хороших фонематическим слухом не будет сложностей при обучении чтению и письму.

К началу третьего года жизни ребёнок же в состоянии различать на слух все звуки речи, но совершенствование фонематического слуха продолжается и в дошкольном возрасте.

Развивая фонематический слух нельзя оставлять без внимания другие компоненты речевого слуха: темп, ритм, интонацию. Они должны развиваться параллельно. Ниже приведу несколько упражнений на развитие фонематического слуха.

1.Учите ребёнка прислушиваться к звукам вокруг него. Слушать окружающий мир можно дома, на улице: скрип дверей, звонок телефона, работающая дрель, гудение стиральной машины, шум транспорта и.тд.

2.Развитие речевого слуха основывается на правильном восприятии бытовых, природных, музыкальных звуков, голосов животных и людей. При этом очень важно развивать чувство ритма. Ребёнок может изображать, как движется и говорит животное, танцевать или хлопать в ладоши в разном темпе, дирижировать в такт музыке, рисовать услышанное.

3.Дети любят стучать по различным предметам, возиться с посудой на кухне. Превратите это игру. Возьмите кастрюлю, жестяную банку, пластиковый стаканчик и попросите ребёнка побарабанить по предметам и послушать звуки. Затем закройте предметы ширмой, постучите по ним, а ребёнок пусть отгадает, что звучало. Учите малыша отбивать определенный ритм. Начинать нужно с простых ритмов, постепенно усложняя. Примеры ритмов: //, ///, // /, / // /// и т.д

4.Поиграй те в игру «Кто говорит?».

Должны звучать голоса животных разные по высоте, настроению, степени удалённости.
Например: кто мяукает большой кот или маленький котёнок? Сердитая или весёлая собачка лает? Далеко или близко мычит корова? Когда малыш будет без ошибок отвечать на ваши вопросы, нужно предложить, ему изобразить животных самому.
Так же полезно учить малыша различать голоса близких людей. Сделайте запись своей речи и других близких людей и дайте ребёнку возможность отгадать, кто говорит.

5.Учите ребёнка различать звуки речи. Начните с гласных: а, о, у, э, ы. Для этой цели можно использовать звуковые символы, которые легко найти в Интернете. Они составляют основу методик Т.Н.Новиковой-Иванцовой, Т.А.Ткаченко, Н.В. Пятибратовой и др.
Например, звук «а» произносится с широко открытым ртом, поэтому символом может стать большой круг, для «о»-овал, для «у» маленький кружок и т.д. Вслед за гласными отрабатываются согласные. Затем можно перейти на уровень слогов и слов.
6.Для отработки умения слышать звук в составе слога и слова можно использовать простые задания.
Например: хлопни в ладоши (потопай, стукни по барабану, позвони в колокольчик и т.п.) если услышишь звук «т». Ребёнку предлагаются разные слоги и слова: то, ту, ам, э т, кот, мама, ток, кит, дым, каток и т.д. Речевой материал усложняется постепенно. Помните, что сложнее всего услышать согласный звук в стечении согласных (открытка).

7.Далее следует предложить для повторения серии звуков: ао, уа, ау, оуи, аоуы т.д Затем ребёнок повторяет за взрослым слоги, в которые присутствуют твёрдые и мягкие, звонкие-глухие, свистящие-шипящие согласные.
Например: та-тя-та, та-да-та, са-ша-са. Важно выбирать звуки, которые ребёнок произносит правильно. Если малыш затрудняется повторить 3 слога, можно предложить ряд из 2-х слогов.
8.Хорошо показывают состояние фонематического слуха задания:

«Найди правильное слово»

Взрослый говорит ряд слов, а ребёнок хлопает в ладоши, если слово звучит правильно. Например: банан, банан, Манан, банан, балан, Канан.

«Послушай и покажи»

Используются картинки с близкими по звуковому составу словами: почка-бочка, катушка-кадушка, кора-гора, сова-софа, рожки-ложки, коза-коса, Луша-лужа и т.д.

Работа над фонематическим слухом должна предшествовать (или идти параллельно) работе над правильным звукопроизношение. Если малыш хорошо слышит звук, ему легче будет его автоматизировать и ввести в собственную речь.
Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Данилова Татьяна Анатольевна

Логопед, учитель начальных классов.

Занимается с детьми от 3 до 12 лет, имеющими нарушения речи: дизартрия, дислалия, общее недоразвитием речи, фонетико- фонематическое недоразвитие. Помогает устранить недостатки в развитии письменной речи у школьников (дислексия, диаграфия), готовит к школе.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Когда пора к логопеду?

Подробнее

Когда без логопеда ни туда и ни сюда

Подробнее

Гипер и гипотонус. Почему он так интересен логопеду?

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту