Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Дисграфия. Что это?

07.11.2019
Дисграфия. Что это?
По статистике на сегодняшний день 70% детей имеют нарушения письма и чтения.

К сожалению, это слово «дисграфия», родители часто слышат впервые, когда ребенок идет во второй класс от невролога или логопеда, и только когда уже сталкиваются с тем, что ребенку с большим трудом дается письмо. А ведь если осведомлен, значит вооружен! Я имею ввиду, что если бы родители знали, что можно провести профилактику данной проблемы, то ее могло и не быть вовсе.

Итак, что же такое дисграфия? Этот термин означает частичное расстройство процесса письма, эти ошибки стойкие и часто встречающиеся. И ставить этот диагноз можно не раньше 2 класса т.к. именно к этому возрасту созревают определенные структуры мозга, которые отвечают за качество письма. Есть много вариантов по обозначению разновидностей дисграфии. Мы не будем в этой статье их разбирать, но самую суть, причины их возникновения мы рассмотрим. И как только у вас, как у родителей, появится понимание причин, сразу будет понятен план действий, что делать для профилактики и для решения данной проблемы.

Откуда же берется дисграфия?

Во-первых, мы не можем сбрасывать со счетов поражения и травмы мозга.

Во-вторых, задержка речи - это предпосылка к дисграфии в будущем.

В-третьих, недоразвитие, сложная беременность и роды тоже могут быть причинами проблем в будущем.

В-четвертых, раннее развитие т.е. когда мы учим детей писать и читать чуть ли не с пеленок, не уделяя должного внимания сенсорному развитию в раннем возрасте.

Что нужно для качественного письма?

1. Поддержание оптимального уровня бодрствования. Мозг должен быть в ресурсном состоянии, то есть энергии должно быть достаточно. А для этого необходим режим сна т.е. в 21:00 нужно ложиться спать, достаточно гулять, заниматься физкультурой и всячески помогать нашему мозгу снабжаться кислородом.

Если у ребенка аденоиды, хронические заболевания лор-органов, есть мышечные зажимы шейно-воротниковой зоны, то в мозг поступает недостаточное количество кислорода и ребенок в следствие этого может быстро уставать. А уставший ребенок никогда не сможет контролировать качество письма.

2. Качественная переработка и хранение слуховой информации. Если ребенок неправильно слышит слово, он не сможет написать его правильно. Я говорю «бочка», а ребенок услышал «точка». Отсюда непонимание фразы и искажение смысла в тексте. Отсюда могут быть путаницы букв ж-ш, з-с, в-ф. В данном случае необходимо тренировать фонематический слух и слухоречевую память.

3. Зрительное восприятие и пространственное восприятие. Это когда ребенок зеркалит буквы, не правильно формируется образ буквы и поэтому путает написание некоторых близких по написанию букв. В этом случае необходимо формировать пространственное представление с начала в теле у ребенка т.е. право-лево, а также формировать образ самой буквы (лепить буквы из пластилина, выкладывать из крупы, изображать букву и т.д.

4. Движения кисти и языка должны соотноситься друг с другом. Для того, чтобы написать букву нужна качественно сформированная артикуляция. Если нет чувствования своего языка, ребенок будет путать г-х, к-х, ц-с, ц-т...Например, говорите «колхоз», а ребенок пишет «колгоз», говорите «курица», а ребенок пишет «куриса».

5. Понимание правил написания и самоконтроль. Дети при слабом самоконтроле неправильно пишут приставки, словарные слова, переносят слова неверно, нет заглавных букв, слитно пишут слова, ошибки в безударных гласных. В данном случае нужно прежде всего обучать ребенка правилам русского языка в игровой форме, например, кидаем ребенку мячик и говорим слово, он кидает мяч Вам и говорит проверочное слово. Еще необходимо развивать произвольность, самоконтроль. Есть множество игр, которые развивают произвольность, когда ребенку нужно подумать прежде чем ответить. Например, «Нос-пол-потолок», «Шел крокодил», «Колпак мой треугольный» и т.п.


Помните, что лучше предотвратить проблему и провести профилактику вовремя, чем потом бороться и последствиями. Подробный обзор игр я сделаю в одной из следующих статей.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Устюжанина Вера Николаевна

Детский нейропсихолог

С чем работает: трудности обучения в школе, дисграфия, дислексия, трудности переключения внимания, низкая концентрация внимания, проводит нейрокоррекцию и нейродиагностику детей от 5 лет

Другие статьи раздела:

Как научить ребёнка читать?

Подробнее

Постановка звука «Р»

Подробнее

Влияние речевой патологии на психоэмоциональное развитие ребёнка

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту