Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (965) 332-51-32

Дисграфия. Что это?

07.11.2019
Дисграфия. Что это?
По статистике на сегодняшний день 70% детей имеют нарушения письма и чтения.

К сожалению, это слово «дисграфия», родители часто слышат впервые, когда ребенок идет во второй класс от невролога или логопеда, и только когда уже сталкиваются с тем, что ребенку с большим трудом дается письмо. А ведь если осведомлен, значит вооружен! Я имею ввиду, что если бы родители знали, что можно провести профилактику данной проблемы, то ее могло и не быть вовсе.

Итак, что же такое дисграфия? Этот термин означает частичное расстройство процесса письма, эти ошибки стойкие и часто встречающиеся. И ставить этот диагноз можно не раньше 2 класса т.к. именно к этому возрасту созревают определенные структуры мозга, которые отвечают за качество письма. Есть много вариантов по обозначению разновидностей дисграфии. Мы не будем в этой статье их разбирать, но самую суть, причины их возникновения мы рассмотрим. И как только у вас, как у родителей, появится понимание причин, сразу будет понятен план действий, что делать для профилактики и для решения данной проблемы.

Откуда же берется дисграфия?

Во-первых, мы не можем сбрасывать со счетов поражения и травмы мозга.

Во-вторых, задержка речи - это предпосылка к дисграфии в будущем.

В-третьих, недоразвитие, сложная беременность и роды тоже могут быть причинами проблем в будущем.

В-четвертых, раннее развитие т.е. когда мы учим детей писать и читать чуть ли не с пеленок, не уделяя должного внимания сенсорному развитию в раннем возрасте.

Что нужно для качественного письма?

1. Поддержание оптимального уровня бодрствования. Мозг должен быть в ресурсном состоянии, то есть энергии должно быть достаточно. А для этого необходим режим сна т.е. в 21:00 нужно ложиться спать, достаточно гулять, заниматься физкультурой и всячески помогать нашему мозгу снабжаться кислородом.

Если у ребенка аденоиды, хронические заболевания лор-органов, есть мышечные зажимы шейно-воротниковой зоны, то в мозг поступает недостаточное количество кислорода и ребенок в следствие этого может быстро уставать. А уставший ребенок никогда не сможет контролировать качество письма.

2. Качественная переработка и хранение слуховой информации. Если ребенок неправильно слышит слово, он не сможет написать его правильно. Я говорю «бочка», а ребенок услышал «точка». Отсюда непонимание фразы и искажение смысла в тексте. Отсюда могут быть путаницы букв ж-ш, з-с, в-ф. В данном случае необходимо тренировать фонематический слух и слухоречевую память.

3. Зрительное восприятие и пространственное восприятие. Это когда ребенок зеркалит буквы, не правильно формируется образ буквы и поэтому путает написание некоторых близких по написанию букв. В этом случае необходимо формировать пространственное представление с начала в теле у ребенка т.е. право-лево, а также формировать образ самой буквы (лепить буквы из пластилина, выкладывать из крупы, изображать букву и т.д.

4. Движения кисти и языка должны соотноситься друг с другом. Для того, чтобы написать букву нужна качественно сформированная артикуляция. Если нет чувствования своего языка, ребенок будет путать г-х, к-х, ц-с, ц-т...Например, говорите «колхоз», а ребенок пишет «колгоз», говорите «курица», а ребенок пишет «куриса».

5. Понимание правил написания и самоконтроль. Дети при слабом самоконтроле неправильно пишут приставки, словарные слова, переносят слова неверно, нет заглавных букв, слитно пишут слова, ошибки в безударных гласных. В данном случае нужно прежде всего обучать ребенка правилам русского языка в игровой форме, например, кидаем ребенку мячик и говорим слово, он кидает мяч Вам и говорит проверочное слово. Еще необходимо развивать произвольность, самоконтроль. Есть множество игр, которые развивают произвольность, когда ребенку нужно подумать прежде чем ответить. Например, «Нос-пол-потолок», «Шел крокодил», «Колпак мой треугольный» и т.п.


Помните, что лучше предотвратить проблему и провести профилактику вовремя, чем потом бороться и последствиями. Подробный обзор игр я сделаю в одной из следующих статей.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Устюжанина Вера Николаевна

Детский нейропсихолог

С чем работает: трудности обучения в школе, дисграфия, дислексия, трудности переключения внимания, низкая концентрация внимания, проводит нейрокоррекцию и нейродиагностику детей от 5 лет

Другие статьи раздела:

Почему логопед так много времени уделяет сенсорному развитию ребенка⁉️

Подробнее

Помощник - Логопедический массаж

Подробнее

Звукопроизношение в 5-6 лет

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту