Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Психологические особенности возраста 1-3 года

16.03.2020
Психологические особенности возраста 1-3 года
Продолжим описание психологических характеристик детей разного возраста.

Ох уж эти несносные двухлетки, кризис 1 года, кризис 3 лет, terrible two - пестрят описания детей этого периода.

Самостоятельность

В год ребёнок осваивает множество новых навыков - учится ходить, говорить, играть сам с игрушками (это ещё не совсем самостоятельная полноценная игра, но уже самостоятельное оперирование предметами)

Это способствует очередному отделению от мамы (психологическим языком - сепарации) и соответственно развитию понимания чего ребёнок сам хочет, как отдельный человек.

Позволяйте ребёнку проявлять самостоятельность, давайте возможность изучать мир (ложки, вилки, стульчик, карандаши, машинки, куколки, тапочки, кофточка, штанишки.. ) и объясняйте как чем можно пользоваться, комментируйте действия ребёнка и тем самым развивайте его речь. Чем богаче культурная среда ребёнка (разнообразие предметов, правильных игрушек, книг), тем больше опыт взаимодействия и тем лучше проходит развитие ребёнка. Здесь очень важна роль родителя - проводника во взрослый мир.

Благодаря любопытству ребёнка, изучение среды идёт очень быстрыми темпами.

Ребенок начинает сталкиваться с первыми запретами.

Психологи рекомендуют ограничивать количество запретов - ребёнок способен запомнить не более 2-4 запретных вещей и как правило они связаны с опасностью (электричество, высота, вода). Если вводить слишком много запретов, это не будет работать, а будет вызывать лишь раздражение ребёнка. В запретах важна последовательность и их ограниченность.

Речь. Развитие от первых слогов до первых слов и предложений. Накопление пассивного словарного запаса (когда ребёнок понимает вас, но ещё не говорит эти слова).

В этом возрасте появляются первые истерики - яркая форма выражения несогласия с чем-то. Родителям важно понимать что за любой истерикой стоит эмоция фрустрации (ребёнок расстроен чем-то - забрали игрушку, не дали нажать на кнопку..), очень важно распознать что огорчило ребёнка, посочувствовать ему («да, ты огорчён, ты хотел поиграть этим совочком), и если нет возможности решить проблему здесь и сейчас - дать возможность ребёнку выразить эмоцию; если же вы можете решить его проблему - попробовать решить. Две основные ошибки родителей в этом возрасте - попытка слишком частого отвлечения от огорчений ребёнка, что ведёт к тому, что эмоция попросту переключается, но не уходит; и игнорирование эмоции (истерики), либо запугивание ребёнка (сейчас дядя наругает).

Проблему истерик мы ещё затронем в других статьях.

Развитие восприятия.

Все что ребёнок воспринимает в этом возрасте, имеет яркую эмоциональную окраску. Психологи проводили эксперимент - показывали ребёнку кактус и давали до него дотронуться, а затем просили нарисовать кактус. Ребёнок изображал кактус с огромными иголками, преувеличивая его колючесть. Родителям важно понимать, что ребёнок иначе воспринимает действительность, более наглядно и эмоционально.

Память развивается краткосрочная, непроизвольная. То есть ребёнок не может сесть и выучить стих, но сможет его запомнить в игре, а затем воспроизвести в той же игре.

Только после 3 лет развивается зона мозга (префронтальная) которая отвечает за способность запоминать последовательность событий, происходящих непосредственно с тобой: сначала со мной произошло вот это, а затем вот то. Появляется «до», «во время» и «после». И тогда Родители уже могут говорить с ребенком о будущем: «Не расстраивайся, купим печенье завтра»

Большинство событий, произошедших до 3 лет старается из памяти, за исключением сильных эмоциональных переживаний, которые хранятся в частях мозга, недоступных сознанию. Они формируют основу, фундамент нашей жизни.

Именно поэтому я советую особо бережно относиться ко всему что происходит с ребёнком в этом возрасте и делать акцент на его социально- эмоциональном развитии через взаимоотношения с близкими. Учить распознавать свои эмоции, учить взаимодействию с окружением. Бережно и с любовью воспитывать и давать поддержку и опору. Ведь то, что вы закладываете сейчас будет вести малыша всю жизнь и от вас зависит его психологическая устойчивость и будущая зрелость.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Рыкова Мария

Детский психолог, Практика с 2008г.

Консультирует родителей по вопросам проблемного поведения, агрессии, проблем в детском саду и школе, страхов, тревожности, психоэмоционального развития. Помогает справляться со стрессами детям и подросткам.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Что важнее: интеллектуальное или физическое развитие ребенка?

Подробнее

ПМПК. что, кому, когда, зачем?

Подробнее

Как распознать аутизм у ребёнка?

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту