Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Как ребёнок учится говорить

11.12.2019
Как ребёнок учится говорить
Наша речь, а именно «говорение» – это, прежде всего, умение ПОЛЬЗОВАТЬСЯ родным языком. Поэтому для каждого человека речь индивидуальна.
Речь обязательно нужно оценивать не только по содержанию (что ребёнок говорит), но и по форме (как он это делает).
И форма начинает развиваться гораздо раньше, чем содержание. Наша речь выразительна и выразительность ей придают сила и тембр голоса, интонация, ударение, произношение звуков, мимика и жесты.

 В этой статье мы собрали мнение сразу двух авторов: Борисова Любовь Александровна (логопед высшей категории) и Корниенко Александра Андреевна (Логопед-дефектолог)
Статья поможет вам самостоятельно определить, как развивается речь ребенка и нужна ли помощь специалистов.


 Период новорожденности, первый месяц.


  «Первой речевой реакцией на происходящее является крик. Первый крик - это не что иное, как самая первая тренировка голоса. В дальнейшем крик совершенствуется, и мама хорошо понимает, что этим криком ребёнок хочет ей сказать. Он учится пользоваться интонацией как способом общения с мамой.» (с) Борисова Л.А.

 «Речь возникает в ответ на эмоциональное взаимодействие со взрослым, поэтому очень важно как можно больше разговаривать с малышом, брать его на руки, гладить, петь песенки, потешки и т.п. При этом ребенок должен видеть ваше лицо и мимику.» (с) Корниенко А.А.


Период до 3 месяцев


  «Примерно с 1-1,5 месяцев у ребёнка появляется гуление - распевное произнесение гласных. Это знаменитое "агу", «ау» «угм» и т.п. Малыш непроизвольно воспроизводит эти звуки. Ближе к 2,5-3 месяцам гуление расцветает и ребёнок уже не только гулит в ответ на общение со сзрослым, но и требует этого общения, призывно вокализируя. Теперь гуление становится средством общения на эмоциональном уровне, но понимания речи у малыша пока нет.» (с) Борисова Л.А.

 «Появляется гуление – это слоги, вроде “гы", “кхы". Взрослым надо все также активно общаться с малышом и при этом максимально развивать его сенсорные возможности. Для этого привлекаем внимание к движущимся предметам, даем их потрогать и послушать. Для этого отлично подойдут звуковые игрушки, погремушки и, конечно, бытовая утварь. Если малыш не гулит или к 6-8 месяцам не начинает активно лепетать, обязательно скажите об этом педиатру и сходите на консультацию к неврологу.» (с) Корниенко А.А.


Период с 6 до 9 месяцев


  «Малыш начинает понимать обращенную речь, активно использует лепет во время игр и общения со взрослым. Родителям нужно много общаться с ребенком, постоянно пополняя слова, которые малыш знает, понимает, но еще не произносит. Для этого используем вопросы и просьбы: Где? Покажи! Дай! Возьми! и т.п.» (с) Корниенко А.А.

 «Интонация взрослого при общении с малышом играет важнейшую роль в восприятии и понимании им речи примерно до 6-8 месяцев жизни. В этом возрасте ребенок все еще не понимает значения конкретных слов и не может разделить речевой поток на составляющие его слова. Поэтому, когда маме кажется, что ребёнок ее понимает, это совсем не так! Малыш улавливает смысл речи взрослых в зависимости от интонации. Исследования показали, что ребенок в 6 месяцев, которого учили показывать на часы, одинаково реагирует на вопрос: «Где часы?», произнесенный на разных языках, но с одинаковой интонацией - поворачивает голову в сторону часов.» (с) Борисова Л.А.

 «С 6-8 мес он уже начинает вычленять из потока речи слова и различать отдельные звуки речи (фонемы). В этот период у ребёнка по является лепет - повторение слогов. Возникают согласные звуки как родного, так и чужих языков. Сначала это однотипные слоги типа ПАПАПА, затем цепочки слогов усложняются до ПАБАБАКА, ГЫДАДАДАПА и т.д. Это означает, что идёт важнейший этап подготовки к речи, связанный с умением последовательно произносить слоги, а значит быстро менять положение губ и языка.» (с) Борисова Л.А.


Период от 9 до 12 месяцев


  «Малыш овладевает навыком подражания и начинает повторять за вами то, что еще не умел говорит. Параллельно с обычными словами используйте звукоподражания и лепетные слова (Кошка говорит «Мяу», кошка идет по дорожке «топ-топ»). Чем эмоциональнее будет ваша речь, тем быстрее ребенок запомнит и начнет использовать с собственной речи эти слова.» (с) Корниенко А.А.


   «Очень скоро малыш начинает все более уверенно чувствовать себя в мире родного языка, многое понимает и старается повторить. Если все идет правильно, ребенок с 9-11 мес начинает осознанно употреблять слова, а к 1 году активно пользуется 5-20 словами.» (с) Борисова Л.А.


Борисова Любовь Александровна:


  «Дальше количество активных слов только растёт, и к полутора годам достигает порядка 50-70 слов. Этот набор позволяет строить первую фразу, которую мы ожидаем к 1 г. 8 месяцам. К двум годам словарь обычно составляет 200-300 слов, которые ребёнок комбинирует в простые фразы.
После двух лет ребёнок активно овладевает грамматикой родного языка, быстро набирает объём словаря, совершенствует слоговую структуру слов и звукопроизношение. И к своему третьему дню рождения способен свободно поддерживать диалог на разные темы, рассказывать о событиях, которые произошли с ним в недавнем прошлом или только произойдут! Малыш фантазирует, задаёт много вопросов и с помощью речи познает мир.»


Корниенко Александра Андреевна:


  «Речь ребенка должна постоянно развиваться. Если малыш перестал использовать лепет или его словарный запас перестал пополняться – обратитесь к педиатру и неврологу, при необходимости они могут направить к другим специалистам, например сурдологу.
Записывайте слова, которые малыш знает (может показать или выполнить действие) и те, которые он произносит. Раньше для этого родители использовали блокноты и альбомы, сейчас есть мобильные приложения.
По неврологическим нормам к 12 месяцам (+/- 3 месяца) в самостоятельной речи ребенка должно быть 10 слов. Это могут быть полные слова (мама, папа, баба), сокращенные (мати – смотри, дяй – дай), звукоподражания (мяу – кошка, биби – машина). Если ребенок стабильно называет какое-то действие или предмет одинаково, то это обозначение можно считать словом.
Желаю вашим деткам расти здоровыми и счастливыми!»
Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Борисова Любовь Александровна

Логопед высшей категории

Специализируется на стимуляции речи детей раннего возраста, формировании языковой системы

Написать специалисту

Корниенко Александра Андреевна

Сурдопедагог, логопед, специальный психолог

Кандидат психологических наук. Работает с детьми и взрослыми, имеющими проблемы речи и слуха. Индивидуальный подход к каждому ученику, комплексное решение проблемы.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Сенсорное развитие как основа речи

Подробнее

Почему логопед так много времени уделяет сенсорному развитию ребенка⁉️

Подробнее

Звукопроизношение в 5-6 лет

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту