Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Особенности звукопроизношения в раннем возрасте (до 3 лет)

16.01.2020
Особенности звукопроизношения в раннем возрасте (до 3 лет)
Чаще всего к логопеду обращаются с проблемами звукопроизношения. Нами запланирована целая серия статей, которая поможет вам:

  • сориентироваться, чего можно ждать от ребенка в плане произнесения звуков в разном возрасте,
  • предотвратить возникновение нарушения звукопроизношения
  • самостоятельно оказать помощь ребенку или хотя бы определить вектор движения
Устная речь – довольно сложный процесс. В среднем ребенку требуется около года на то, чтобы научиться воспринимать речь окружающих, понимать ее смысл и начать самостоятельно говорить первые слова.


Для формирования устной речи необходимо работать над развитием:

  •  движений и кинестезий (мышечные чувства от положения и движений разных частей тела)
  •  координации, чувства равновесия
  •  речевого дыхания
  • мимики и артикуляции
  • слуха и фонематического восприятия

По мере роста и развития дети осваивают сначала крупные движения (переворот на бок, ползанье и т.п.), а затем все более тонкие: мелкая моторика пальцев рук, артикуляция.


Младенец может только кричать – это непроизвольные звуки, врожденная способность, которая не зависит от языковых и культурных особенностей.

К 6-7 месяцам среди вокализаций, можно услышать звуки [а], [б], [п], [м].

К 8-9 месяцам у ребенка остаются только звуки родного языка (того, который он слышит дома).

Около 1 года правильно произносятся звуки [а], [о], [у], [э], [б], [п], [м].

Ближе к 2-2,5 годам добавляются звуки [и], [ы], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [л’], [ф], [й].

Однако формирование звуков не происходит сразу

возможны различные промежуточные варианты. Чаще всего звуки смягчаются, что придает речи детскость. Постепенно переходные звуки дифференцируются и произношение становится более четким.


Профилактика нарушений звукопроизношения в раннем возрасте заключается в соблюдении родителями следующих правил:

  1. произношение должно соответствовать орфоэпическим нормам языка, не должно быть сюсюканий, искаженных слов, диалектного произношения,
  2. речь должна быть четкой, внятной, неторопливой, без утрирования
  3. при разговоре ребенок должен видеть вашу артикуляцию
  4. при общении с ребенком используются короткие простые фразы и предложения
  5. много разговаривайте с ребенком, озвучивайте свои действия
  6. оречевляйте действия и желания ребенка
  7. максимально уберите фоновый шум (телевизор, музыка и т.п.)

Отдельно следует выделить формирование произносительных навыков у детей-билингвов. Устная речь у них, как правило, возникает позже, возможен перенос произношения звуков одного языка в другой.


Чтобы избежать смешения, специалисты советуют разделить использование двух языков. Например, мама общается с ребенком только по-русски, папа – только по-английски, или дома все говорят только по-русски, в общественных местах – на государственном языке страны пребывания. Таким образом, ребенок сможет ориентироваться по ситуации.


Но при двуязычии, как правило, нет глубокого «чувства языка», сложнее понимаются нюансы и тонкости использования слов. Это необходимо учитывать при оценке уровня речевого развития.


К 3 годам в норме ребенок уже говорит развернутыми фразами, в целом понятными для окружающих, и задает много вопросов об окружающем мире. Как совершенствуется звукопроизношение в младшем дошкольном возрасте, я расскажу в следующей статье.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Корниенко Александра Андреевна

Сурдопедагог, логопед, специальный психолог

Кандидат психологических наук. Работает с детьми и взрослыми, имеющими проблемы речи и слуха. Индивидуальный подход к каждому ученику, комплексное решение проблемы.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Как ребёнок учится говорить

Подробнее

Влияние эмоционального состояния на речь ребёнка

Подробнее

ЧЕК-ЛИСТ 8 ошибок при запуске речи

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту