Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Связь физической культуры и речи

06.03.2020
Связь физической культуры и речи
Существует ли она? Представьте себе, да! Расскажу об этом с трех разных сторон.


1. У детей с нарушением речи плохо развиты физические навыки


Когда ко мне на диагностику приходит ребенок, я первым делом проверяю его физические умения. Именно это позволяет мне увидеть механизмы, лежащие в основе нарушения речи конкретного ребенка. Общая и мелкая моторика развиваются у ребенка раньше речевой, поэтому механизм говорения всегда отражается в моторной сфере ребенка.

Какие же особенности физического развития наблюдаются у детей с задержками и нарушением речи:


✔трудности координации движений (походка и бег неловкие, им трудно залезать на вертикальную лесенку, прыгать и т.д.),

✔трудности темпоритмической организации (не могут маршировать под счет, шагать по лестнице каждой ногой по очереди),

✔снижение скорости и четкости выполнения движений,

✔повышение двигательной истощаемости,

✔снижение двигательной памяти и внимания – моторную программу такие дети не удерживают,

✔отмечаются трудности контроля собственных произвольных движений.


Такие же трудности потом видны и в других видах моторики - мимической, мелкой и артикуляторной.


ВЫВОД: если я наблюдаю ребенка с описанными особенностями моторной сферы, то в ста процентах случаев у него можно выявить нарушение речи.


2. Умение выполнять задания по словесной инструкции делает ребёнка более послушным


Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок учится выполнять движения по словесной инструкции взрослого. Только после этого слово становится способом саморегуляции деятельности - сначала с помощью устной речи, а потом внутренней (то есть рассуждений в уме). Поэтому занятия физкультурой нужно начинать с самого раннего детства, в игровой форме предлагать детям различные задания, которые он, опираясь на демонстрацию взрослого, будет стараться выполнять. Дети, способные к такой деятельности, более послушные, и с поведенческими проблемами сталкиваются гораздо реже.


Отставание в развитии двигательной сферы у детей с нарушением речи выражается в трудностях выполнения движения по словесной, и особенно, многоступенчатой инструкциям.


ВЫВОД: занятия физическими упражнениями способствуют коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.


3. Дети с трудностями в моторной сфере понимают и употребляют гораздо меньше глаголов, чем дети с хорошо развитой общей моторикой.


Имеется в виду употребление процессуальных глаголов - тех глаголов, которые описывают совершение неких действий. Предполагается, что уровень сформированности процессуальной лексики снижается из-за недостаточной организации двигательной сферы детей.


Трудности пространственной ориентации и координации отмечаются как на уровне моторной сферы, так и при оречевлении двигательных актов (дети затрудняются ответить на вопрос «Что делал Вася?», если Вася поднял руки вверх). Те же особенности наблюдаются при оречевлении разного рода действий, в том числе при использовании глаголов движения, перемещения, социального взаимодействия и т.д.


Именно поэтому формирование и развитие у детей глагольной процессуальной лексики будет гораздо результативнее при организации речевой работы в рамках занятий физкультурой. Это связано с тем, что взрослый отдает четкие команды и подкрепляет свои действия показом.


ВЫВОД: при такой комплексной работе пассивный словарь детей расширяется, а затем переходит в активное использование.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Борисова Любовь Александровна

Логопед высшей категории

Специализируется на стимуляции речи детей раннего возраста, формировании языковой системы

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Когда пора к логопеду?

Подробнее

Когда без логопеда ни туда и ни сюда

Подробнее

Гипер и гипотонус. Почему он так интересен логопеду?

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту