Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (965) 332-51-32

Звукопроизношение в 3-4 года

16.02.2020
Звукопроизношение в 3-4 года
В прошлой статье я рассказала об особенностях произношения звуков детьми до 3 лет, сегодня мы поговорим о следующем возрастном этапе.

В конце статьи написали упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно. Дочитайте до конца, чтобы применить новые знания правильно

После 3 лет появляются и автоматизируются свистящие звуки [с], [з], а ближе к 4 – шипящие [ш], [ж], [щ], [ч]. При этом новые звуки не возникают сразу, а проходят некоторые промежуточные варианты.

Если схематично описать механизм возникновения звуков, то выглядит он следующим образом:

Ребенок слышит звук – пробует его произнести – соотносит на слух оригинал и свой вариант – вносит коррективы в артикуляцию – опять произносит и сравнивает… Так много-много раз, пока оригинал и свой вариант не совпадут.


Младший дошкольный возраст характеризуется неустойчивостью артикуляции. Одно и то же слово ребенок может произносить то правильно, то нет.

Возможен пропуск звуков или замена на другой. Физиологическими, т.е. адекватными, считаются замены, основанные на сходстве артикуляционных поз, например: вместо[с] – [т], [т'] или вместо [ш] – [с], [т], [т'].

Примером патологической замены будут звуки [ф] или [х] вместо [с]. В этом случае требуется помощь логопеда, без специальных упражнений овладеть правильным произношением не удастся.

В связи с этим очень большую роль играет речевая среда, в которой растет ребенок. Картавость, шепелявость и другие ненормативные варианты произношения, в том числе заикание, легко перенимаются от окружающих и потом плохо поддаются коррекции (т.к. нет правильного образца дома).

Бывают ситуации, когда освоив новый для себя звук, ребенок употребляет его даже в тех словах, где его нет. Но не стоит волноваться, через некоторое время такая гиперкоррекция проходит.

Из-за сложности в быстром изменении артикуляционных поз дети в этом возрасте не могут произнести 2-3 согласных звука подряд. Они либо пропускают, либо заменяют звук другим.

Еще одна черта, характерная для этого возраста: перестановка звуков или слогов в слове. Связано это с особенностями слухового восприятия. Ребенок сначала выделяет наиболее громкий (т.е. ударный) слог, далее присоединяет к нему второй по силе, а затем уже относительно слабый. Таким образом он и воспроизводит слово.

Речь 3-4-летних детей может быть не всегда понятной для окружающих, но сами они уже замечают свои ошибки в произношении, хотя исправить их могут не всегда.

В младшем дошкольном возрасте следует активно развивать фонематический слух и артикуляцию, которые чуть позже позволят добиться четкости произношения.

Упражнения, которые родители могут делать дома сами:

✔ Артикуляционная гимнастика 3-5 минут в день – творит чудеса, но требует ежедневных усилий

✔ Послушай, правильно ли я скажу слово – отличная игра по дороге в садик, магазин или куда-то еще (например: апельсин, папельсин, алельсин, апельсим)

✔ Покажи, где этот предмет – подбираем картинки со словами близкими по звучанию (хлев, хлеб, лев)

Важно:

❗ обязательно хвалите ребенка, если он произнес сложное слово верно

❗ если произнес с ошибкой, сразу даем правильный образец, без каких-либо дополнительных комментариев

В следующей статье я расскажу об особенностях произношения детей среднего дошкольного возраста.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Корниенко Александра Андреевна

Сурдопедагог, логопед, специальный психолог

Кандидат психологических наук. Работает с детьми и взрослыми, имеющими проблемы речи и слуха. Индивидуальный подход к каждому ученику, комплексное решение проблемы.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Когда пора к логопеду?

Подробнее

Когда без логопеда ни туда и ни сюда

Подробнее

Гипер и гипотонус. Почему он так интересен логопеду?

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту