Участвовать в конкурсе
IQ Песочница Игрушки для детей
+7 (499) 403-33-84

Звукопроизношение в 3-4 года

16.02.2020
Звукопроизношение в 3-4 года
В прошлой статье я рассказала об особенностях произношения звуков детьми до 3 лет, сегодня мы поговорим о следующем возрастном этапе.

В конце статьи написали упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно. Дочитайте до конца, чтобы применить новые знания правильно

После 3 лет появляются и автоматизируются свистящие звуки [с], [з], а ближе к 4 – шипящие [ш], [ж], [щ], [ч]. При этом новые звуки не возникают сразу, а проходят некоторые промежуточные варианты.

Если схематично описать механизм возникновения звуков, то выглядит он следующим образом:

Ребенок слышит звук – пробует его произнести – соотносит на слух оригинал и свой вариант – вносит коррективы в артикуляцию – опять произносит и сравнивает… Так много-много раз, пока оригинал и свой вариант не совпадут.


Младший дошкольный возраст характеризуется неустойчивостью артикуляции. Одно и то же слово ребенок может произносить то правильно, то нет.

Возможен пропуск звуков или замена на другой. Физиологическими, т.е. адекватными, считаются замены, основанные на сходстве артикуляционных поз, например: вместо[с] – [т], [т'] или вместо [ш] – [с], [т], [т'].

Примером патологической замены будут звуки [ф] или [х] вместо [с]. В этом случае требуется помощь логопеда, без специальных упражнений овладеть правильным произношением не удастся.

В связи с этим очень большую роль играет речевая среда, в которой растет ребенок. Картавость, шепелявость и другие ненормативные варианты произношения, в том числе заикание, легко перенимаются от окружающих и потом плохо поддаются коррекции (т.к. нет правильного образца дома).

Бывают ситуации, когда освоив новый для себя звук, ребенок употребляет его даже в тех словах, где его нет. Но не стоит волноваться, через некоторое время такая гиперкоррекция проходит.

Из-за сложности в быстром изменении артикуляционных поз дети в этом возрасте не могут произнести 2-3 согласных звука подряд. Они либо пропускают, либо заменяют звук другим.

Еще одна черта, характерная для этого возраста: перестановка звуков или слогов в слове. Связано это с особенностями слухового восприятия. Ребенок сначала выделяет наиболее громкий (т.е. ударный) слог, далее присоединяет к нему второй по силе, а затем уже относительно слабый. Таким образом он и воспроизводит слово.

Речь 3-4-летних детей может быть не всегда понятной для окружающих, но сами они уже замечают свои ошибки в произношении, хотя исправить их могут не всегда.

В младшем дошкольном возрасте следует активно развивать фонематический слух и артикуляцию, которые чуть позже позволят добиться четкости произношения.

Упражнения, которые родители могут делать дома сами:

✔ Артикуляционная гимнастика 3-5 минут в день – творит чудеса, но требует ежедневных усилий

✔ Послушай, правильно ли я скажу слово – отличная игра по дороге в садик, магазин или куда-то еще (например: апельсин, папельсин, алельсин, апельсим)

✔ Покажи, где этот предмет – подбираем картинки со словами близкими по звучанию (хлев, хлеб, лев)

Важно:

❗ обязательно хвалите ребенка, если он произнес сложное слово верно

❗ если произнес с ошибкой, сразу даем правильный образец, без каких-либо дополнительных комментариев

В следующей статье я расскажу об особенностях произношения детей среднего дошкольного возраста.

Поделиться с друзьми

В написании статьи участвовали:

Корниенко Александра Андреевна

Сурдопедагог, логопед, специальный психолог

Кандидат психологических наук. Работает с детьми и взрослыми, имеющими проблемы речи и слуха. Индивидуальный подход к каждому ученику, комплексное решение проблемы.

Написать специалисту

Другие статьи раздела:

Звукопроизношение в 5-6 лет

Подробнее

Сенсорное развитие как основа речи

Подробнее

Почему логопед так много времени уделяет сенсорному развитию ребенка⁉️

Подробнее

Получите файл развития по возрастам

Из файла вы узнаете какие навыки нужно
развивать вашему ребенку и какие игры и игрушки
подходят для этого

Выберите рассылку
Развивайте ребенка в игре и развивайтесь сами

Получайте предложения от интернет-магазина и от детских специалистов по развитию детей: игры, игрушки, онлайн-курсы, спецпредложения и скидки.

Выберите рассылку

Все материалы подготовлены детскими специалистами


На указанный вами адрес электронной почты будет выслана
вся необходимая информация

Участие в конкурсе

«Для участия в конкурсе необходимо быть нашим
подписчиком. Регистрируйтесь и участвуйте
в розыгрыше развивающих игрушек в соответствии
с возрастом вашего ребенка

Войти


нет аккаунта?
Забыли пароль?
Регистрация


уже зарегистрированы?
Восстановление пароля

Вход
нет аккаунта?
Оставить заявку на дизайн детской комнаты
Написать специалисту